Откуда к нам в дом приходит электричество

Тема: « Откуда к нам в дом приходит электричество»

Воспитательный час для учащихся кл.

Провела: Ипгефер Л.В.

Задачи:

— закрепить пройденный материал;

— познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки;                                                                                                         —  сформировать представление о том, как электричество    вырабатывается и поступает в дом:

— научить безопасному обращению с электроприборами;                                                                                                                           — развивать любознательность, стремление к поисково-познавательной деятельности;

—  воспитывать умение работать в коллективе;

Оборудование: Альбом — презентация «История появления электрической лампочки», набор карточек с бытовыми предметами, сюжетные картинки по правилам безопасности , игрушки – роботы,  фонарик, кусочки провода,  для опыта (шерстяная ткань, бумажные бабочки, воздушный шарик, расчёска).

Предшествующая работа: беседа на тему электроприборы, рассматривание иллюстративного материала, загадывание загадок об электроприборах, дидактическая игра « Четвёртый лишний»,  просмотр презентации «Что было, что стало».

Используемые методы и приёмы: рассказ, беседа, коллективная работа, практическая деятельность.

Структура занятия:

  1. Организация детей.

Психогимнастика: «Лучик».

« К солнышку потянулись,

Лучик взяли,

К сердцу прижали,

И друг другу отдали».

Основная часть:

  1. Повторение пройденого:

— Вспомните, о чём говорили на прошлых  встречах? (ответы детей).

— Сегодня, мы продолжим говорить о том, что нас окружает дома.

  1. История возникновения электрической лампочки.

— Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, на котором мы проведём небольшое исследование.

« Дом —  стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся.

Ярким пламенем зажжётся.

( Электрическая лампочка)

— Но лампочка сама по себе не светит! (демонстрация не горящей лампочки)

— Какой возникает вопрос?

— Так, что же заставляет её гореть и светить?

(показ вопрос  откуда?)

— Посмотрите и скажите, на какой вопрос мы будем искать ответ?

— Как вы думаете, всегда в наших домах была электрическая лампочка?  — Что раньше люди использовали для освещения дома?

— Почему горит лампочка?

— Что заставляет работать лампочку?

  1. 2. Рассказ-беседа (альбом — презентация).

—  Раньше давным-давно, избы освещали лучинками — тонкими деревянными щепками, которые вставляли в специальные приспособления.

— Светло ли было от лучины дома? Нет, светло было только рядом с лучиной. Вечерами возле них пряли пряжу, вязали, вышивали. Лучины догорали очень быстро, их постоянно приходилось менять.  А большие дворцы освещали факелами. Позже люди заметили, что если обмакнуть в масло кусочек верёвки, то она горит долго. Так появились масляные светильники, но масло разливалось, и начинался пожар. Тогда люди придумали свечку. Потом появились керосиновые лампы. Керосиновые лампы не сильно освещали помещения, и надо было постоянно покупать керосин и доливать в лампу. Люди долго думали и придумали электрическую лампочку.

  1. Работа с предметными картинками в парах.

— У вас на столе предметные картинки.

— Определите, на какие две группы их можно разделить?

— Есть ли среди этих приборов  те, которые выполняют одинаковую работу? (все они работают от электричества).

— Кто знает, откуда же берётся электричество в наших домах?

  1.   Физминутка.

« По тропинке я бегу (бег на месте),

Без  тропинке не могу.

Где меня ребята нет,

Не зажжётся в доме свет (имитация движений).

К дальним сёлам, городам

Кто идёт по проводам? (ходьба на месте)

Светлое величество. Это … (электричество).

  1. Откуда же приходит электричество ? (рассказ-беседа).

— Как же к нам в дом приходит электричество?

— Электрический ток вырабатывается на больших, мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, ветра, тепловая, солнца.

(Электростанция водная, тепловая, солнечная, ветряная)

Затем, электрический ток течёт по проводам.

Этот провод — дорожка (дети рассматривают  кусочки провода).

— Как вы думаете, у нас в группе есть электричество?

( выключатели, розетки)

  1. Правила безопасного обращения с приборами.

— Электроприборы вокруг нас повсюду. Они наши добрые  помощники, помогают нам всегда и везде. Без них человеку было бы очень трудно. Но электричество таит в себе и опасность.

— Какие вы знаете правила безопасного обращения с электроприборами? ( ответы детей)

         — Нельзя касаться оголённых проводов (провод  без рубашки,  показ).

         — Нельзя тянуть электроприбор из розетки за провод , можно держать только за вилку (показ на стенде)

        — Не оставлять без присмотра включенные электроприборы.

        — Нельзя трогать мокрыми руками

       ( показ на стенде)

  1. Практическая работа.

а) (выполнение детьми рисунков предупреждающих об опасности)

   б)  Опыты.

    — А как вы думаете, есть электричество неопасное? ( ответы детей)                                         —  Есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть.

— Я приглашаю вас в страну « Волшебных предметов», где мы научимся ловить электричество.

— Надо закрыть глаза, сосчитать до10. Вот мы и в волшебной стране.

— Включаю игрушку — робот  (фонарик),  не работает. Почему?

(рассматриваем батарейки разные по форме и размеру)

—   Когда нам поможет фонарик?  (выключаем лампочку)

Опыт.1.  На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Предлагаю повесить их на стену, (дети пытаются повесить их на стену, не получается).

— Почему этот шарик висит, а ваши шарики  падают?  (предложение детей).

— Давайте и наши шарики превратим в волшебные , а я вам покажу, как это надо сделать.

— Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живёт электричество, и мы его поймали, когда шарик стали тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

Вывод: в волосах тоже живёт электричество.

Опыт. 2.

— Возьмём пластмассовые палочки и прикоснёмся к бумажным бабочкам. Что вы видите? (лежат спокойно).

— Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бумажным бабочкам и потихоньку поднимите её. Бабочки поднимаются. Почему?  (ответы детей).

— Палочки стали электрическими и бабочки притянулись к ним. Как палочки стали электрическими?  ( Их натёрли кусочками шарфика).

Вывод: электричество живёт не только в волосах, но и в одежде.

  1. Итог:

—  На какой вопрос мы сегодня искали ответ?

— продолжите « Я узнал, что…..»

— « Мне было интересно……»

 Рефлексия:

— Вам понравилось занятие?

Если вы считаете, что хорошо поработали, вам было интересно и понятно, то зажгите жёлтую лампочку.

Если считаете, что могли бы поработать лучше, то зажгите зелёную лампочку.

Если вам было не понятно и не интересно, то зажгите красную лампочку.

Комментирование запрещено