Воспитательный час для учащихся 1 кл.- КГКУ “ Дзержинский детский дом”

Воспитательный час для учащихся 1 кл.- КГКУ “ Дзержинский детский дом”

Тема: « Осторожно! Клещи! »

Провела: воспитатель Ипгефер Л.В.

Задачи:

— расширить представление детей об окружающем мире: рассказать о лесных клещах, о способах их питания и передачи ими инфекционных заболеваний ;

— дать представление о практических действиях при укусе клещей ;

— продемонстрировать меры предосторожности при походе в лес ;

—  отработать на практике способы защиты от клещей перед выходом в лес и по возвращению;

—  создать условия для коллективной творческой работы по теме;

Оборудование: презентация по теме «Лесной клещ», бусины разного размера, маникен в энцефалитном костюме, средства защиты  от клещей, белая ткань размером 20*20 на каждого ребёнка , на «поляне»- это часть ковра, раскидать мелко нарезанные шерстяные нитки,  баночки для сбора клещей, макеты впившегося клеща (пенопласт, картинка клеща на картоне) на каждого ребёнка, ёмкость с красной жидкой краской, нить, ватные палочки, шприц, пинцеты, одеколон, бумага формата А-4,  карандаши, фломастеры, готовые элементы для изготовления плаката « Осторожно! Клещи!».

Предшествующая работа: беседа на тему «Опасности в лесу».

Используемые методы и приёмы: рассказ, беседа, коллективная работа, практическая деятельность.

Орг. Момент.

— Скоро наступит весна, возникает желание пойти в лес, но там можно встретить опасности. Какие?

— Ещё об одной опасности для человека рассказано в презентации.

Основная часть:

  1. Презентация с сопровождающими действиями педагога:

а).  Кто такие клещи?

— Клещи — это маленькие, буро-коричневого цвета паукообразные паразиты,  размером от 2-4 мм (сравниваем с бусинами)

б).   Место обитания клещей.

Просыпаются клещи в начале или середине апреля, когда начинает пригревать солнышко и воздух прогревается до 2-5 градусов тепла. Клещи любят влагу, поэтому предпочитают затемнённые места. Они подстерегают свою добычу, сидя на концах травинок, торчащих вверх полочек и

веточек, и терпеливо ждут. Если в близости от клеща пройдёт животное или человек, клещ мгновенно пытается ухватиться. На лапках расположены коготки и присоски, что позволяет клещу надёжно зацепиться ( пословица «Вцепился, как клещ»).

в). Чем питаются клещи? (демонстрация макета клеща с двумя шприцами — укус и забор крови, второй шприц-выброс яда в кровь)

Питается клещ кровью человека и животных.

      г). Какую опасность несёт клещ?

Укус клеща очень опасен,  может привести к заболеванию, а если во время не обратиться в больницу может наступить смерть.

  1. Способы защиты от клещей (демонстрация способов ).

а).  Защитный костюм.

— Лучшая защита от клещей — это правильно подобранная одежда ( демонстрация на манекене). Хорошо, если на куртки и брюках , будут  манжеты. Если снизу на штанах нет манжеток, то лучше будет заправить штанины в носки (показ), а на голову надеть капюшон. Одеться лучше в светлую одежду. На светлой одежде, заметить клеща, не составит труда. Осматривать себя каждые 15-20 минут. После возвращения с прогулки, нужно хорошенько отряхнуть одежду, умыться и осмотреть всё тело.

б). Защитные средства.

Существуют защитные средства от клещей- спрей, мази (показ).

— Где можно купить средства защиты? ( ответы детей).

— Можно ли пользоваться в помещении средством защиты? Почему

нельзя? (ответы детей).

Объяснение как правильно использовать средство защиты ( спрей) на примере освежителя воздуха на водной основе.

в).   Прививка.

Самой надёжной защитой от клещей является профилактическая прививка (показ шприц с надписью прививка).

  1. Игра « Выход в лес» ( повторяем правила и отрабатываем действия перед выходом в лес и по возвращению)

— с защитной одеждой

— со средствами защиты

  1. Эксперимент.

— Как определить наличие клещей на нашей « поляне»? (варианты ответов детей).

Мы проведём такой эксперимент. Возьмём кусок белой ткани и проверим, по « поляне» проведём тканью. Если есть в этом месте клещи, они останутся на ткани. Собранных клещей, возьмём пинцетом и поместим в банку, закроем крышкой, а затем их нужно сжечь, давить их нельзя, так как через ранки на руках можно заразиться.

  1. Демонстрация укуса клеща и его извлечение.

   Представьте, что  мы на клеща капнули волшебного зелья (как в сказке) и он стал вот таким большим.

Клещ состоит из двух частей: головы и туловища. Обосновавшись на животном, клещ выбирает место для питания, а чем питается клещ?. Голова пробирается под кожу, брюшко с лапками остаются снаружи ( показ на макете). На голове находится  хоботок. Зубчики на хоботке направленны назад, что помогает ему надёжно закрепиться на жертве. На хоботке  расположены два «насоса». Одним он пьёт кровь, а из другого выпускает ядовитую  слюну. В ранку попадает слюна с особыми  веществами, которые обезболивают рану, поэтому укус клеща не чувствуется. Что делать, если клещ укусил? (предположения детей).

Если произошло присасывания клеща к телу, его немедленно нужно удалить. Можно удалить самостоятельно с помощью пинцета, аккуратно выкрутив клеща вращательными движениями (показ на макете). Место укуса обработать йодом, зелёнкой или одеколоном (показ средств).

Извлечь клеща можно и другим способом; применив для этого нить. Необходимо сделать из нити петельку и набросить её на клеща, потом поочерёдно тянуть кончики нитки в разные стороны, но очень осторожно и плавно, чтобы не оторвать голову клеща.

Но лучше, если есть возможность, обратиться за помощью в больницу.

— По какому номеру будем вызывать скорую помощь?

  1. Практическая работа.  

              Самостоятельное извлечение клещей разными способами.

  1. Изготовление буклетов по образцу.

                   — Как можно предупредить детей других групп о возможной опасности , о клещах? ( ответы детей).

—  Давайте изготовим предупредительный плакат для детей и взрослых.

 

  1. 8. Итог:

                     — о ком говорили?

—  где обитает клещ?

— какие правила безопасности надо соблюдать при выходе в лес?

— продолжите фразу  « Я узнал, что…»

— « Мне было интересно…..»

Комментирование запрещено