Для детей 7-12 лет
Разработали: воспитатель И.А.Баскакова и волонтеры детского дома
Цель:
Обогащение знаний детей о понятиях «дружб», «друг» посредством квест-игры.
Задачи:
- Учить выделять положительные характеристики людей
- Создать условия для обсуждения проблемной ситуации и высказывания своей позиции по ее решению
- Сформулировать правила дружбы на примере правил Сухомлинского и отобразить в рисунке или тексте.
- Познакомить со словом «порядочность», обсудить его значение.
- Организовать занятость детей.
Оборудование, оформление: конверты с заданиями по станциям; распечатанные подсказки; Книга — папка с кольцами, с чистыми листами в ней, карандаши, фломастеры; слова (на отдельных листах) из пословицы «Старый друг лучше новых двух»; фонограмма песни «Верные друзья» Шаинского.
Ход квест-игры
— Здравствуйте, ребята! Вы знаете, сегодня необычный праздник! Кто-нибудь из вас знает какой? Ответы детей.
— Сегодня, 30 июля отмечается Международный день дружбы! Его отмечают все: каждый отдельный человек и целые государства. Этот праздник появился в нашем календаре совсем недавно, а именно в 2011г. В этот день во всем мире проходят разнообразные мероприятия, посвященные дружбе и дружественным отношениям между людьми.
Сегодня мы предлагаем пройти вам квест «По тропинкам дружбы». Все ли знаете о дружбе и умеете ли дружить? Если вы будете вместе выполнять задания, помогать друг другу, значит, без труда пройдете весь путь, где вас ждет сюрприз.
Вы готовы? Тогда, в путь!
1-ая подсказка от меня, а дальше сами.
«Чудо-ящик — в нем окно, В том окошечке — кино» (Телевизор)
( Рядом с телевизором конверт с заданием, выполнив, читают следующую подсказку, и движутся дальше)
1 станция «Загадочная»
— На данной станции вам, ребята, предлагаются загадки, которые вы должны отгадать.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный … (Друг)
Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее … (Дружба)
Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки…
Ну и что! Ведь мы … (Подружки)
Она бывает большая и маленькая. Когда фотографируются, она тоже нужна. Она появляется, когда рассказывают анекдоты или что-нибудь смешное, а потом исчезает. Что это? (Улыбка)
Оно бывает и не бывает. Это бывает, когда не пускают гулять, когда уроки надо делать. Оно бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это? (Настроение)
С ним много общего, у вас одни причуды.
На вас двоих дивиться очень любо.
Вы — не разлей вода,
Потому что настоящие …(Друзья)
Ни на конфету, ни на игрушку,
Ни на живую настоящую зверушку,
Ты никогда его не променяешь,
ведь лучше всех с ним время коротаешь…(С другом)
с первым заданием справились. Молодцы!
Открываем вторую подсказку.
2-ая подсказка где находится задание:
Есть в комнате портрет во всём на вас похожий
Засмейтесь – и в ответ он засмеётся тоже (зеркало)
2 станция «Шифровальная»
Расшифровать слово «дружба», подберите слова-прилагательные на каждую букву , которые будут характеризовать вас и ваших настоящих друзей.
ДРУЖБА
Д — дружные, добрые, доброжелательные
Р — разумные, радостные, родные, разные
У – умные, умелые, увлеченные, уверенные
Ж — жизнерадостные , живые
Б – бодрые, боевые
А – активные, артистичные, аккуратные
Ищем направление нашего движения
3-я подсказка:
Вспомни Алфавит.
Буквы по порядку:
16 12 15 16 (окно)
3 станция «Реши проблему».
Ребята, вам нужно решить проблемные ситуации, описание которых находится в конвертах.
Нравственные ситуации:
Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.
Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.
Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.
Ребята обсуждают ситуацию в течение 5 минут и комментируют ее.
Открываем следующую подсказку.
4-ая подсказка:
«Как на нём легко сидится,
И приятно, сладко спится!
Спинка мягкая, подушки…
Что ещё для счастья нужно?» (диван)
4 станция «Сказочная»
— Ребята, в сказках и мультфильмах тоже есть примеры, когда герои дружат и помогают друг другу. Предлагаю вам отгадать друзей. Я буду называть (или показывать картинки) вам сказочных героев, а вы называйте мне его друга. Готовы?
Крокодил Гена и….. (Чебурашка).
Смешной мишка Вини Пух и … (Пятачок).
Смешные бурундучки: Чип и … (Дейл).
Винтик и … (Шпунтик).
Добрая Белоснежка и …..(Семь Гномов)
Малыш и … (Карлсон).
Непоседливый Буратино и … (Пьеро, Мальвина).
Хитрая лиса Алиса и … (кот Базилио).
Лунтик и ……….(Кузя)
Котёнок по имени Гав и ……….(Щенок)
— Молодцы, ребята, дружно справились с заданием, знаете сказочных героев и их друзей!
Идем дальше! И открываем следующую подсказку!
5-ая подсказка:
Нет – она не пианино, только клавиш в ней – не счесть,
Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть
Очень тонкая натура
Имя ей — ….. (клавиатура) под ней следующее задание
5 станция «Правила дружбы»
Смотрите, какая-то книга. Давайте прочитаем ее название.
«Правила дружбы».
Педагог удивляется, почему некоторые страницы в книге чистые.
А на некоторых что-то написано. Давайте прочитаем.
-Это правила дружбы, которое составил великий педагог Сухомлинский.
«Правила дружбы» Сухомлинского
— Выбирай друзей по душевным качествам, не по одёжке.
— Не обманывай друга ни в чём.
— Будь с ним честен.
— Не обзывай и не унижай своего друга.
— Останови друга, если он делает что-то плохое.
— Умей признать свои ошибки и помириться с другом
Вместе ребята решают нарисовать (написать) свои правила дружбы. Разбившись на пары, ребята обсуждают, потом рисуют(пишут) на листах правила дружбы. После чего листы с правилами складываются в книгу.
— Ребята, вы восстановили Книгу правил, можно отправляться дальше.
И мы открываем следующую подсказку.
6-ая подсказка:
У него спина
большая.
И на ней он разрешает
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать…(Стол)
6 станция «Составь пословицу».
Для вас подготовлено следующее задание.
Собери и объясни пословицу:
«СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ»,
— Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков.
Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Скажите, что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?
(ответы детей)
— Давайте будем уважать друг друга, помогать друг другу, не будем ссориться и обижаться.
А сейчас следующая, последняя подсказка:
7-ая подсказка:
Я из дома на порог —
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной,
Нет пути передо мной.
Я и дома — и не дома,
Между небом и землей.
Отгадайте-ка, друзья,
Где же оказался я? (Балкон)
На балконе дети находят МОРОЖЕНОЕ (или другой сладкий приз)
И я предлагаю вам вспомнить песню о друге.
Песня «Верный друг»
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий, верный друг,
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий, верный друг!
Мы поссоримся — и помиримся,
Не разлей водой — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий, верный друг,
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий, верный друг!
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг,
Нужным быть кому-то
В трудную минуту
Вот что значит настоящий, верный друг,
Нужным быть кому-то
В трудную минуту
Вот что значит настоящий, верный друг!
Материалы для проведения квест-игры.
«Чудо-ящик — в нем окно,
В том окошечке — кино»
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный …
Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее …
Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки…
Ну и что! Ведь мы …
Она бывает большая и маленькая. Когда фотографируются, она тоже нужна. Она появляется, когда рассказывают анекдоты или что-нибудь смешное, а потом исчезает. Что это?
Оно бывает и не бывает. Это бывает, когда не пускают гулять, когда уроки надо делать. Оно бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это?
С ним много общего, у вас одни причуды.
На вас двоих дивиться очень любо.
Вы — не разлей вода,
Потому что настоящие …
Ни на конфету, ни на игрушку,
Ни на живую настоящую зверушку,
Ты никогда его не променяешь,
ведь лучше всех с ним время коротаешь…
Есть в комнате портрет
во всём на вас похожий,
Засмейтесь – и в ответ
он засмеётся тоже.
Д —
Р —
У –
Ж
Б –
А –
Вспомни Алфавит.
Буквы по порядку:
16 12 15 16
Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.
«Как на нём легко сидится,
И приятно, сладко спится!
Спинка мягкая, подушки…
Что ещё для счастья нужно?»
Крокодил Гена и…..
Смешной мишка Вини Пух и …
Смешные бурундучки: Чип и …
Винтик и …
Добрая Белоснежка и …..
Малыш и …
Непоседливый Буратино и …
Хитрая лиса Алиса и …
Лунтик и ……….
Котёнок по имени Гав и ……….
Нет – она не пианино, только клавиш в ней – не счесть,
Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть
Очень тонкая натура
Имя ей — …..
У него спина
большая. И на ней он разрешает
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать…
СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ
Я из дома на порог —
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной,
Нет пути передо мной.
Я и дома — и не дома,
Между небом и землей.
Отгадайте-ка, друзья,
Где же оказался я?