Воспитательный час для учащихся 1 кл.- КГКУ “ Дзержинский детский дом”
Тема: « Осторожно! Клещи! »
Провела: воспитатель Ипгефер Л.В.
Задачи:
— расширить представление детей об окружающем мире: рассказать о лесных клещах, о способах их питания и передачи ими инфекционных заболеваний ;
— дать представление о практических действиях при укусе клещей ;
— продемонстрировать меры предосторожности при походе в лес ;
— отработать на практике способы защиты от клещей перед выходом в лес и по возвращению;
— создать условия для коллективной творческой работы по теме;
Оборудование: презентация по теме «Лесной клещ», бусины разного размера, маникен в энцефалитном костюме, средства защиты от клещей, белая ткань размером 20*20 на каждого ребёнка , на «поляне»- это часть ковра, раскидать мелко нарезанные шерстяные нитки, баночки для сбора клещей, макеты впившегося клеща (пенопласт, картинка клеща на картоне) на каждого ребёнка, ёмкость с красной жидкой краской, нить, ватные палочки, шприц, пинцеты, одеколон, бумага формата А-4, карандаши, фломастеры, готовые элементы для изготовления плаката « Осторожно! Клещи!».
Предшествующая работа: беседа на тему «Опасности в лесу».
Используемые методы и приёмы: рассказ, беседа, коллективная работа, практическая деятельность.
Орг. Момент.
— Скоро наступит весна, возникает желание пойти в лес, но там можно встретить опасности. Какие?
— Ещё об одной опасности для человека рассказано в презентации.
Основная часть:
- Презентация с сопровождающими действиями педагога:
а). Кто такие клещи?
— Клещи — это маленькие, буро-коричневого цвета паукообразные паразиты, размером от 2-4 мм (сравниваем с бусинами)
б). Место обитания клещей.
Просыпаются клещи в начале или середине апреля, когда начинает пригревать солнышко и воздух прогревается до 2-5 градусов тепла. Клещи любят влагу, поэтому предпочитают затемнённые места. Они подстерегают свою добычу, сидя на концах травинок, торчащих вверх полочек и
веточек, и терпеливо ждут. Если в близости от клеща пройдёт животное или человек, клещ мгновенно пытается ухватиться. На лапках расположены коготки и присоски, что позволяет клещу надёжно зацепиться ( пословица «Вцепился, как клещ»).
в). Чем питаются клещи? (демонстрация макета клеща с двумя шприцами — укус и забор крови, второй шприц-выброс яда в кровь)
Питается клещ кровью человека и животных.
г). Какую опасность несёт клещ?
Укус клеща очень опасен, может привести к заболеванию, а если во время не обратиться в больницу может наступить смерть.
- Способы защиты от клещей (демонстрация способов ).
а). Защитный костюм.
— Лучшая защита от клещей — это правильно подобранная одежда ( демонстрация на манекене). Хорошо, если на куртки и брюках , будут манжеты. Если снизу на штанах нет манжеток, то лучше будет заправить штанины в носки (показ), а на голову надеть капюшон. Одеться лучше в светлую одежду. На светлой одежде, заметить клеща, не составит труда. Осматривать себя каждые 15-20 минут. После возвращения с прогулки, нужно хорошенько отряхнуть одежду, умыться и осмотреть всё тело.
б). Защитные средства.
Существуют защитные средства от клещей- спрей, мази (показ).
— Где можно купить средства защиты? ( ответы детей).
— Можно ли пользоваться в помещении средством защиты? Почему
нельзя? (ответы детей).
Объяснение как правильно использовать средство защиты ( спрей) на примере освежителя воздуха на водной основе.
в). Прививка.
Самой надёжной защитой от клещей является профилактическая прививка (показ шприц с надписью прививка).
- Игра « Выход в лес» ( повторяем правила и отрабатываем действия перед выходом в лес и по возвращению)
— с защитной одеждой
— со средствами защиты
- Эксперимент.
— Как определить наличие клещей на нашей « поляне»? (варианты ответов детей).
Мы проведём такой эксперимент. Возьмём кусок белой ткани и проверим, по « поляне» проведём тканью. Если есть в этом месте клещи, они останутся на ткани. Собранных клещей, возьмём пинцетом и поместим в банку, закроем крышкой, а затем их нужно сжечь, давить их нельзя, так как через ранки на руках можно заразиться.
- Демонстрация укуса клеща и его извлечение.
Представьте, что мы на клеща капнули волшебного зелья (как в сказке) и он стал вот таким большим.
Клещ состоит из двух частей: головы и туловища. Обосновавшись на животном, клещ выбирает место для питания, а чем питается клещ?. Голова пробирается под кожу, брюшко с лапками остаются снаружи ( показ на макете). На голове находится хоботок. Зубчики на хоботке направленны назад, что помогает ему надёжно закрепиться на жертве. На хоботке расположены два «насоса». Одним он пьёт кровь, а из другого выпускает ядовитую слюну. В ранку попадает слюна с особыми веществами, которые обезболивают рану, поэтому укус клеща не чувствуется. Что делать, если клещ укусил? (предположения детей).
Если произошло присасывания клеща к телу, его немедленно нужно удалить. Можно удалить самостоятельно с помощью пинцета, аккуратно выкрутив клеща вращательными движениями (показ на макете). Место укуса обработать йодом, зелёнкой или одеколоном (показ средств).
Извлечь клеща можно и другим способом; применив для этого нить. Необходимо сделать из нити петельку и набросить её на клеща, потом поочерёдно тянуть кончики нитки в разные стороны, но очень осторожно и плавно, чтобы не оторвать голову клеща.
Но лучше, если есть возможность, обратиться за помощью в больницу.
— По какому номеру будем вызывать скорую помощь?
- Практическая работа.
Самостоятельное извлечение клещей разными способами.
- Изготовление буклетов по образцу.
— Как можно предупредить детей других групп о возможной опасности , о клещах? ( ответы детей).
— Давайте изготовим предупредительный плакат для детей и взрослых.
- 8. Итог:
— о ком говорили?
— где обитает клещ?
— какие правила безопасности надо соблюдать при выходе в лес?
— продолжите фразу « Я узнал, что…»
— « Мне было интересно…..»